Есть вопросы? Напишите нам на почту:

info@hpbs.uz
news detail banner image

Временное положение о порядке реализации проектов по международной торговле парниковыми газами в Узбекистане

Кабинет Министров Республики Узбекистан 7 марта 2024 года выпустили Постановление № 117 о временном положении по проектам, связанным с торговлей парниковыми газами. Ниже предлагаем Вам ознакомиться с основными ключевыми моментами этого Положения.

 

 

1. Ответственные стороны

 

Исполнительный орган - Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан.

В соответствии с Решением Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2022 года №ПҚ-436 Министерство экономики и финансов назначено Исполнительным органом, ответственным за:

  • регулирование,
  • осуществление,
  • координацию,
  • управление торговлей парниковыми газами на международном и республиканском уровнях,
  • мониторинг и отчётность в рамках реализации данных проектов.

 

С 10 марта 2024 года: все проекты по сокращению парниковых газов и производству углеродных единиц согласовываются с Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан.

 

 

 

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан должно:

 

  •        координировать своевременное рассмотрение и реализацию предложений по проектам добровольного рынка углеродных единиц, а также реализацию верифицированных углеродных единиц и направление доходов в государственный бюджет;
  •        ежемесячно предоставлять в Администрацию Президента Республики Узбекистан аналитическую информацию о привлечении инвестиционных проектов на добровольный рынок углеродных единиц и об их эффективности.

 

 

Министерство энергетики в сотрудничестве с заинтересованными министерствами и ведомствами

 

  •        организация регистрации углеродных единиц по международным стандартам на основе проектов, реализуемых в сфере энергетики, в том числе на основе государственно-частного партнёрства с участием иностранных инвесторов,
  •        обеспечение эффективного обмена необходимыми финансовыми и техническими данными с национальным органом.

 

Правительство Республики Узбекистан

 

С 10 марта 2024 года: контроль объёма сокращённых парниковых газов, полученных в результате проектов, реализованных в партнёрстве с иностранными и местными инвесторами, в рамках государственно-частного партнёрства или других форм.

 

 

2. Основные участники

 

 

 

 

3. Направления проектов

 

Проекты возобновляемой энергии: обеспечение национальных или региональных сетей энергией от возобновляемых источников, таких как:

  • солнце,
  • ветер,
  • гидроэнергия,
  • отходы и биомасса,
  • а также расширение источников возобновляемой энергии, подключенных к малым сетям или работающих вне сети.

 

 

 Проекты восстановления лесов:

  •  посадка деревьев,
  • устойчивое возделывание деревьев,
  • улучшение и расширение всех лесных систем, агролесоводства или пастбищ.

 

 

 

 

 

Вода, санитария, гигиена и «зеленые» здания:

  • проекты, направленные на смягчение климатических изменений и/или адаптацию к ним.

 

 

 

 

 

 

Проекты энергоэффективности:

  • внедрение технологий и решений, снижающих энергопотребление без ущерба для объема и качества услуг или продуктов.                                           

 

 

 

 

Проекты развития «зеленой» и низкоуглеродной промышленности:

  • сокращение ресурсопотребления и выбросов парниковых газов в промышленности,
  • внедрение инновационных технологий с низким уровнем отходов, 
  • привлечение эффективных «зеленых» инвестиций.

 

 

 

 

Управление отходами и их переработка:

  • внедрение устойчивых практик по производству энергии или полезных продуктов (компостирование, биогаз и другие) в управлении отходами.

 

 

 

 

 

4. Категории проектов

 

Первая категория:

  • Все инвестиционные проекты, реализуемые на территории Республики Узбекистан
  • Направлены на сокращение эмиссий парниковых газов и производство верифицированных углеродных единиц
  • Осуществляются в соответствии с разделом 4 Положения

 

Вторая категория:

  • Проекты, реализуемые в рамках государственно-частного партнерства или с участием государственных организаций и предприятий (в качестве заказчиков)
  • Направлены на производство верифицированных углеродных единиц на основе сокращения эмиссий парниковых газов
  • Осуществляются в соответствии с разделом 5 Положения

 

 

 

 

5. Ключевые методологические элементы Климатических проектов

 

Методики климатических проектов

Раздел 3. Методология разработки, реализации и мониторинга проектов добровольного рынка углеродных единиц перечисляет следующие международные системы климатических проектов, разрешенные к применению:

  • «Gold Standard»
  • «Verra's Verified Carbon Standard»
  • «Clean Development Mechanism»
  • Стандарты группы «ISO 14064» — руководства по количественному определению, мониторингу и отчетности по сокращению (или устранению) эмиссий парниковых газов

Список методик регулярно обновляется национальным органом.

 

Исключение двойного учета углеродных единиц 

Для предотвращения двойного учета (double counting) углеродных единиц, проекты добровольного рынка углеродных единиц не могут быть зарегистрированы в более чем одной национальной, международной или независимой системе углеродных единиц (п.3 Раздела 1 Общие положения)

 

 

6. Требования к проектам добровольного рынка углеродных единиц

 

Раздел 1, п.7, Ограничения по объему выпуска верифицированных единиц на проекте:

В результате проекта допускается производство верифицированных единиц эмиссии, не превышающих 1% от объема годовых выбросов парниковых газов страны за последний год, указанных в двухгодичном обновленном отчете в рамках национально определенных вкладов (NDC).

 

Раздел 2, п.8, Резервные углеродные единицы:

Национальный орган резервирует 1% объема верифицированных углеродных единиц для уменьшения риска чрезмерной продажи (overselling risk) в рамках Парижского соглашения. Национальный орган ежегодно публикует информацию о использовании общих резервных единиц.

 

Раздел 2, п.9, Учет верифицированных углеродных единиц для национальных целей:

Верифицированные углеродные единицы, полученные в результате проектов, не передаются и не используются как международные результаты смягчения последствий (ITMO) для целей национально определенных вкладов (NDC) других стран.

 

 

 

7. Схема разработки, согласования, реализации и мониторинга проектов добровольного рынка углеродных единиц

 

(Приложение 1 к Временному положению о порядке реализации проектов по международной торговле парниковыми газами)

 

 

 

8. Следующие этапы развития углеродного рынка по настоящему Положению

 

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан

 

  • в сотрудничестве с Министерством цифровых технологий цифровизовать систему рассмотрения, утверждения и мониторинга предложений по проектам добровольного рынка углеродных единиц и обеспечить возможность отслеживания каждого этапа реализации этих проектов
  • до 1 октября 2024 года: в сотрудничестве с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата должны разработать программу внедрения международных углеродных рынков и нерыночных механизмов в Республике Узбекистан, включая кооперационные подходы и механизмы устойчивого развития в соответствии со статьями 2 и 4 Парижского соглашения
  • наладить ведение Национального реестра углеродных единиц для учета сокращенных выбросов парниковых газов и производства верифицированных углеродных единиц

 

Если остались вопросы, можете написать на нашу почту info@hpbs.uz или позвонить по номеру +998 90-826-71-83

 

Автор статьи: Куприянова Марина

 

Дополнительно: