Есть вопросы? Напишите нам на почту:
info@hpbs.uzCarbon Border Adjustment Mechanism (CBAM), или Механизм Трансграничного Углеродного Регулирования, – это инициатива Европейского союза (ЕС), которая вызвала большой интерес и внимание со всего мира. Российские компании также отслеживают нормативное климатическое регулирование Евросоюза, тк это часть мировой экономики, в которую встроены и Российские организации.
CBAM - это механизм, разработанный ЕС с целью борьбы с изменением климата и снижения выбросов парниковых газов путем экономического компенсирования так называемых «Углеродных утечек» (Carbon leakages), происходящих при закупке странами ЕС углеродоемкой продукции из стран, где углеродное регулирование плохо развито. Механизм представляет собой систему введения налогов на углеродные выбросы для импортируемых товаров (то есть продукция, произведенная с высокими выбросами парниковых газов, будет облагаться налогом при ввозе на территорию ЕС). CBAM можно сравнить с таможенным сбором на ввозимую продукцию, который зависит от объемов прямых выбросов парниковых газов, образовавшихся при её производстве.
В настоящее время выделены шесть категорий продукции, которые попадают под обязательное регулирование СВАМ:
Категории продукции выбраны не случайно: они являются наиболее углеродоемкими (то есть характеризуются значительными выбросами парниковых газов при производстве). Перемещение углеродоемкой продукции между странами становится причиной переноса межстрановых «утечек углерода». Предотвращение этих «утечек» и есть основная цель введения CBAM на территории ЕС.
«Утечками углерода» (или «утечками выбросов») называют выбросы парниковых газов, которые образуются при производстве продукции не на территории ЕС, а в других странах с менее строгим углеродным регулированием. Утечки возникают, когда производители продукции переносят свои производства из стран со строгими мерами по снижению выбросов углерода в регионы, где эти меры развиты хуже или вовсе отсутствуют. Таким образом, такие производства не попадают под регулятивное действие нормативной базы в области сокращения выбросов парниковых газов и составления отчетности. При этом в действительности совокупные выбросы парниковых газов по цепочке поставок не уменьшаются, так как производственный мощности вне ЕС не имеют стимула придерживаться низкоуглеродного развития. Кроме того, ввозимая продукция, в стоимость которой не включены налоги за выбросы углерода, снижает конкурентоспособность продукции производителей на территории ЕС.
Таким образом, введение механизма CBAM увеличит конкурентоспособность собственной продукции ЕС, позволит избежать утечек углерода и замотивирует производителей снижать выбросы парниковых газов при производстве продукции.
Налог напрямую зависит от количества выбросов парниковых газов, которыми сопровождается производство ввозимой продукции. При расчете учитываются прямые выбросы по Scope 1, связанные с технологией производства товаров, а в переходный период и косвенные выбросы от приобретённой энергии, которая используется при производстве продукции.
В качестве платы за выбросы CBAM предусматривает покупку так называемых сертификатов CBAM на бирже EU ETS (Системы торговли квотами на выбросы ЕС). Один сертификат будет покрывать выбросы одной тонны СО2е. Стоимость сертификата будет равна стоимости углеродной единице на бирже EU ETS. Так, например, на 31 января 2024 года стоимость одного сертификата CBAM равнялась бы €63,38 (по данным информационной платформы https://carboncredits.com/).
При определении суммы, на которую должны быть приобретены углеродные сертификаты CBAM, можно учитывать проведенные платежи на превышение квот по выбросам СО2е или приобретенные углеродные единицы в стране происхождения продукции. Таким образом, если производитель может доказать, что он уже заплатил цену за определенное количество превышения выбросов СО2е в рамках углеродного регулирования государства, в котором находится производство, соответствующей количество выбросов может быть вычтено из суммы налога (данная процедура закреплена Статьей 7 Регламента Комиссии ЕС 2023/1773). В этом случае импортеры должны будут приобретать сертификаты не на всю сумму налога, а только на разницу между рассчитанными выбросами по CBAM и выбросами, уже оплаченными до ввоза продукции в ЕС.
Например, в Российской Федерации часть встроенных выбросов по Scope 1 можно будет «гасить» за счет учета обязательной квоты по ФЗ №296 «Об ограничении выбросов парниковых газов» (на сегодня оплаты за превышение квот по выбросам есть для Сахалинской области).
В полной мере требования CBAM вступят в силу с 1 января 2026 года. С этого момента производители должны будут рассчитывать выбросы парниковых газов при производстве продукции, декларировать количество товаров, импортируемых в ЕС, а также оплачивать налоги путем покупки соответствующего количества сертификатов CBAM.
Однако, уже сейчас, начиная с 1 октября 2023 года, идет переходный период внедрения CBAM, который регулируется Регламентом Комиссии ЕС 2023/1773. Согласно Регламенту, в данный период импортеру достаточно сдавать ежеквартальную отчетность, в которой в т.ч. будет содержаться следующая информация:
Начиная с 1 января 2026 года импортеры будут обязаны регистрироваться в качестве уполномоченных декларантов и начать приобретать сертификаты CBAM для импортируемых выбросов СО2е. В этот период введётся обязательное ежегодное декларирование выбросов,(т.е. ежегодная декларация CBAM, в которую должны быть включены конкретные данные, включая верифицированный расчет воплощенного углеродного следа).
В рамках СВАМ импорт товаров должен сопровождаться регистрацией декларанта.
Обобщенный порядок налогообложения согласно CBAM может быть представлен в следующем виде:
Производителям товаров, ввозимых в ЕС, рекомендуется провести расчет углеродного следа своей продукции. Для каждого вида продукции, попадающего под требования CBAM, определены собственные методики расчета выбросов парниковых газов. Для упрощения расчетов на сайте ЕС доступен -калькулятор, который в настоящее время дорабатывается. Рассчитанные значения встроенных выбросов производители передают импортёрам продукции в ЕС.
Импортеры, которые подают таможенную декларацию, должны зарегистрироваться в реестре уполномоченных декларантов CBAM.
Сформированный отчет, содержащий информацию по объемам закупаемой продукции, объемам прямых и косвенных выбросов, выстроенных выбросах продукции, а также прочую требуемую информацию, подается на рассмотрение с помощью Портала декларанта отчетности CBAM (CBAM Reporting Declarant Portal: https://cbam.ec.europa.eu/declarant):
Фото: https://cbam.ec.europa.eu/declarant
Результаты расчета углеродного следа продукции могут быть подвергнуты аудиту и верификации. Это обеспечивает точность и достоверность предоставленной информации.
Для подтверждения точности отчетности импортер может воспользоваться услугами стороннего аккредитованного верификатора. В этом случае доверие к переданным данным повышается, и импортер уменьшает риск получения штрафа за некорректную отчетность. Добровольной верификация будет оставаться только во время переходного периода. С 1 января 2026 года верификация отчетности аккредитованными верификаторами станет обязательной. Требования к верификаторам, а также системы наложения штрафов и санкций за некорректную отчетность в настоящее время находятся на этапе разработки.
На основе расчетов углеродного следа определяется налоговая ставка для конкретной продукции. При расчете налоговой ставки учитываются платы за выбросы, которые оплатил производитель в регионе производства продукции согласно местному углеродному регулированию.
Уплата установленного налога происходит путем покупки и предоставления определённого количества сертификатов CBAM импортёрами продукции. Сертификаты будут приобретаться в EU ETS, их стоимость будет равна стоимости углеродной единицы на бирже EU ETS. Конкретные механизмы покупки сертификатов пока не установлены, они будут разрабатываться в переходный период внедрения системы CBAM.
В процессе реализации система CBAM будет постоянно совершенствоваться. Перечень товаров, которые попадают под требования CBAM, как и категории выбросов, необходимые для учета, будет расширяться. Планируется, что к 2034 году 100% встроенных выбросов импортируемой продукции будут облагаться налогом. Поэтому для всех компаний, поставляющих продукцию в ЕС, стратегически важно рассчитывать выбросы парниковых газов и декларировать их в соответствии с требованиями CBAM.
Авторы статьи:
Куприянова Марина